Ørestad – успехи и проблемы самого амбициозного урбанистического проекта Копенгагена

В предыдущей части своего повествования про Ørestad я рассказал о контексте, в котором зародился данный проект, а также дал очень краткое описание мастер-плана, согласно которому застраивается и развивается данная городская территория. В этом материале я бы хотел сосредоточить внимание на критической оценке Ørestad, как городского квартала, появившегося на свет в результате преодоления некоторых системных проблем, существовавших в Копенгагене.

Слева - Дом-Гора по проекту BIG, позади высятся деловые башни

Вид на Ørestad City

Ørestad

Итак, к новому тысячелетию датская столица подходила не в самой лучшей своей форме: тяжелейший энергетический кризис 70х, массивная деиндустриализация и переезд богатых жителей из Копенгагена в частные дома за город, что сильно подрывало базу налогоплательщиков и бюджет города. [ВНИМАНИЕ: СКУКОТА!] В Дании развитая децентрализованная финансовая система, что означает, что региональные и муниципальные власти находятся в большой зависимости от существующей в их территориальных пределах базы налогоплательщиков. Несмотря на то, что имеется дополнительная система компенсаций между Копенгагеном и его богатыми пригородами (север и северо-запад от города), где предпочитают жить самые обеспеченные граждане, отток богатых налогоплательщиков из города означал и большие потери для бюджета.  В свою очередь, это приводило к тому, что в городе возникали проблемы, связанные с возрастанием доли социально неблагополучных граждан, в условиях сокращающегося бюджета [СКУКОТА КОНЧИЛАСЬ]. Я не стану углубляться в политическую борьбу тех лет и геополитический контекст событий, и ряд крайне сомнительных – особенно по датским меркам – действий властей, хотя всё это и оказало очень большое влияние на процесс принятия решений о строительстве в Копенгагене, ведь в конце концов было решено: “Здесь будет город заложён!”.

Видны кварталы Orestad South и Orestad City

Рендеринг Ørestad’а в его предполагаемой финальной форме

В масштабах Копенгагена (0,55 млн жителей в городе, 1,2 млн в городской агломерации) и всей Дании (5,6 млн граждан) действительно затевалась огромная стройка. По планам, Ørestad должен стать новым местом для жизни более, чем 20 000 горожан, в разнообразные учебные заведения (школы, гимназии, университеты), размещённые тут, будет приезжать ещё 20 000 молодых жителей. Но наибольшим размахом отличается запланированное количество рабочих мест, создаваемое на территории – 80000! И это действительно много! Таким образом, Ørestad изначально задумывался как крайне “живой” и разнообразный по своим задачам район – отнюдь не спальное Чертаново-на-Амагере.

Под район был выделен достаточно невразумительный, но почти идеально сориентированный по сторонам света, участок земли, размерностью 600 метров с запада на восток, и 5000 – с севера на юг. Этот прямоугольник северной частью прилегает ко вполне развитым, устоявшимся районам Копенгагена, с востока он ограничен частными домами, а южная и западная стороны упираются в природный парк на месте старого артиллерийского полигона. Территория поделена на четыре сектора, обладающих собственным характером застройки и преобладающими функциями. Есть Северный и Южный кварталы; квартал известный под романтичным названием Амагерские Пустоши (Amager Fælled) и Ørestad-City (Сити). На данный момент самыми благоустроенными и развитыми являются кварталы Северный и Сити, тогда как в Южном продолжается неторопливое строительство, а Пустоши так и остаются пустошами, где ещё не проходила живительная поступь бульдозеров.

Видны обширные незастроенные территории и торговый комплекс Field's

Ørestad City. На заднем плане Ørestad North

Ørestad North – Северный квартал

Именно эта часть является самой оживлённой и успешной из всех четырёх кварталов ведь она наиболее близка к центру Копенгагена и плотно пересекается с давно сложившейся застройкой. Воротами в Ørestad стало новое здание факультета гуманитарных наук университета Копенгагена, широко раскинувшееся своими корпусами на 400 метров. Территорию пронзают два канала: первый – широкий и прямой расположен прямо между зданиями университета и его набережная очень оживлена в солнечные дни; второй – более узкий и извилистый.

Слева - направо: новый концертный зал, центральный офис Датского радио, жилые дома и общежития, корпуса университета

Ørestad North

Водная тематика является одним из вдохновляющих мотивов в Ørestad, так как эти земли были отвоёваны у моря в середине ХХ века и на них до сих пор расположено множество дренирующих каналов, а большую часть острова защищает дамба. Неподалёку от университетского кампуса расположен известнейший архитектурный проект студенческого общежития Tietgenkollegiet.

Общежитие Tietgen

Общежитие Tietgen

Здание известно не только своей необычной круглой формой и круглым же внутренним двором с небольшим лесочком, где часто играют в футбол, но и выдающимся дизайном внутренних помещений, которым может позавидовать каждый. А ещё там есть помещения, обустроенные почти для любого времяпрепровождения. Неудивительно, что это общежитие – самое популярное в Копенгагене и попасть туда очень непросто.

Внутренний двор общежития. Все окна, которые мы видим – различные общественные пространства и коридоры

 А теперь, что касается цен. Надо знать, что место в общежитии в самой маленькой квартире-студии (26 м², во всех комнатах есть душ и туалет, а проживание индивидуально) обойдётся примерно в 20 000 рублей в месяц. Есть специальный люкс-вариант из двухкомнатных квартир для парного проживания или тех, кому хочется простора за 33 000 рублей в месяц. Недёшево.

Впрочем, я не хочу перечислять и описывать очевидно захватывающие архитектурные проекты в Ørestad, реализованные с истинно скандинавским подходом к качеству и стремлением удовлетворить все возникающие потребность пользователя. На территории Ørestad North построили новую штаб-квартиру для Датской широковещательной корпорации и концертный зал, новое здание университета информационных технологий, несколько жилых зданий и общежитий.

Как я уже описывал, квартал Amager Fælled не застраивается. Хотя здесь я несколько лукавлю, так как небольшая полоска земли (около 40 метров шириной) к востоку от ветки метро всё-таки застроена небольшими домами, там же расположено первое построенное в ходе проекта Ørestad здание – психиатрическая лечебница). А вот в Ørestad-City, как можно понять из названия, акцент был сделан на проекты связанные с бизнесом: конференц-центр, торговый молл, башни деловых центров, отель. Кроме того, именно в этой части расположены знаменитые жилые дома от BIG, а также школа и гимназия Ørestad’a.

Дом-Гора архитектурного бюро BIG

Дом-Гора от BIG со стороны улицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь любители архитектуры найдут Mountain Dwelling (Дом-Гора) с лифтом-фуникулёром, обширными пентхаузами и совершенно невероятным планировочным решением, навеянным, как пишут, работами Йорна Утзона. У меня, впрочем, есть предположение, что основу для вдохновения Bjarke Ingels со-товарищи отыскали в одном из районов городка Farum в проекте Midtpunkt 1971 года. Но это мои личные спекуляции, вернёмся к Ørestad’у.

Внутренний двор Дома-Горы

Южный квартал Ørestad’а пока не представляет из себя большого интереса кроме, пожалуй, действительно выдающегося проекта от BIG – 8 House. Это – самая отдалённая часть всей стройки, лежащая на границе с парком, неподалёку от аэропорта так, что в вашем поле зрения всегда находится хотя бы один самолёт, заходящий на посадку. Помимо головокружительного мастерства и пространственного воображения, необходимого для конструирования такого дома, любой отметит его уникальное расположение: окружённый красивыми полями и прудами, на самой границе города с потрясающим видом почти во все стороны, этот дом, тем не менее, самая отдалённая постройка из всех существующих сейчас в Ørestad. Вокруг нет ни магазинов, ни кафе, ничего. Это создаёт известные сложности, с которыми, правда, можно мириться – с таким-то видом!

8 House в ночи

Концепт

То, что Ørestad должен стать важной частью Копенгагена было понятно сразу, стоит лишь обратить внимание на масштабность проекта. Более того, Ørestad замышлялся не только, как новые ворота в Копенгаген, не только как важный этап освоения пустующих земель вдоль новых транспортных веток, но и ещё как один из первых примеров нового городского устройства. Датчане планировали создать не только район качественной, современной архитектуры, но и следуя принципам городского роста, соразмерного человеку, территорию почти свободную от машин, в которой бы каждый мог почувствовать себя также уютно, как и на любимых улочках исторического центра. Опыта в подобном строительстве в Копенгагене не занимать и сама идея “liveable space” – удобного для жизни человека пространства зарождалась в Европе, являясь почти аксиомой для всех городских проектов, реализуемых на данный момент. К сожалению, даже перевод англоязычного термина на русский язык получается несколько ущербным, а все аналогии покрыты пылью ещё советского канцелярита.

Так вот если взглянуть на Ørestad сегодня, то можно будет увидеть почти всё, что угодно, но только не пресловутое “livable space”, где люди с удовольствием выходят на улицы, сидят в кафе, прогуливаются до булочных, где бы дети играли в уютных скверах. Почему так получилось?

Пустые улицы Orestad'а

Пустые улицы Ørestad’а

Во-первых, изначально Ørestad и не задумывался, как жилой район. Если вы помните, то на 20000 жителей здесь должно было приходиться 80000 рабочих мест; Ørestad запланировали как бизнес район, куда бы должны были переехать офисы крупных международных компаний в новые и роскошные деловые центры. Планы пришлось менять по ходу строительства района, когда стало очевидным, что всё пошло не так. Сперва сооружение городского метрополитена (москвичи должны быть наслышаны, насколько дорого обходится любое подземное строительство) перестало укладываться в заявленную смету, невероятно быстро опустошая бюджет проекта. Итоговая стоимость метро оказалась почти втрое выше заявленной изначально, но, что ещё хуже, ни рост стоимости земли вокруг новой транспортной ветки, ни продажи билетов в метро, не оказались и близко похожими на расчётные. Первая очередь метрополитена оказалась трассирована неудачно и количество пользующихся этим видом транспорта жителей до сих пор остаётся небольшим. Несколько сгладило ситуацию продление одной из веток до аэропорта, что привело к явному росту пассажиропотока, но зато привело к не вполне нужной конкуренции с подчинёнными государству Датскими Железными Дорогами, у которых в аэропорт уже ходили удобные поезда через центр города.

Метро в Orestad'е

Метро в Ørestad’е

Попытка же сделать из Ørestad элитный бизнес квартал, где бы размещались центральные офисы международных компаний, также потерпела крупную неудачу. Здесь был допущен целый ряд просчётов. Одним из них стало то, что власти Копенгагена наряду с проектом Ørestad начали процесс реорганизации территорий центральных набережных. Те земли, которые веками занимали верфи и доки, пустовали более 20 лет в связи с деиндустриализацией конца ХХ века. Было решено превратить их в современные территории, где бы уживались крупные офисы, новые городские культурные объекты и бурлила бы жизнь. Доки располагаются в нескольких минутах пешком от городской ратуши и, даже несмотря на то, что до Ørestad всего 10 минут на велосипеде, инвесторы предпочли осесть как можно ближе к центру, да ещё и с живописным видом на морской пролив.

Новые офисы и жильё в районе гавани

Так два проекта, запущенных одним и тем же органом – властями Копенгагена – вступили в тяжёлую конкурентную борьбу, из которой Ørestad вышел с большими потерями в количестве привлечённых компаний, и в стоимости недвижимости, которая серьёзно уступает таковой в перестроенных промышленных кварталах на набережных.

Осознав надвигающийся крах крупнейшего своего детища (как ни смешно, но почти все сложности были созданы самими  городскими властями) Копенгаген начал спешно менять всё видение проекта. Так как земли отведённые под бизнес, пользовались совершенно незначительным интересом, то было решено уделить больше внимания реализации жилых помещений. Нового жилья в Копенгагене строилось 10-15 лет назад очень немного и рынок до сих пор испытывает большой дефицит жилых площадей, так что квартиры в непосредственной близости от центра, окружённые заповедными полями и лесочками, населённых оленями, куропатками и прочей живностью сверх всякой меры; в привлекательных, хотя и многоквартирных, домах от самых известных архитектурных бюро раскупались гораздо охотнее. В Ørestad’е власти Копенгагена отпустили свои строгие вожжи многочисленных планировочных запретов и регулировок, что позволило планировщикам, ландшафтным дизайнерам и архитекторам реализовать самые дерзкие свои проекты: масштабные и сугубо экспериментальные.

Bella Sky Hotel в Orestad City на закате

Bella Sky Hotel в Ørestad City на закате

Ørestad

Но даже с жильём ситуация обстоит совсем не так радужно, как бы того хотелось городской власти, да и самим жителям. Да, в Ørestad’е появилось несколько архитектурных проектов высочайшего класса, на которые приезжают любоваться люди со всего мира, но это совсем не значит, что проект успешен. Из запланированных 20 000 жителей сейчас – через 11 лет после строительства первых зданий – в район заселилось чуть более 7 000. Так как проекты возводятся на основе процесса выкупа участков муниципальных земель девелоперами, то и цельного характера застройки создать не получается. Больше всего Ørestad сейчас напоминает лоскутное одеяло, сотканное из пустырей, полей, внушительных (по датским меркам) домов и дворов между ними. Процесс строительства, в значительной мере централизованный изначально, оказался очень либерализован : выкупивший участок приступает к строительству. Так удалось продолжить строительство в условиях суровой нехватки денег, но это привело, в свою очередь, к крайне неуютному характеру пространства в Ørestad’е, где жилые дома остаются стоять в окружении строительных площадок или пустырей многие годы.

Разорванное “полотоно” застройки на 2013 год

Из-за подобного характера застройки и достаточно низких темпов увеличения жильцов пострадал сектор малого бизнеса. Спланированный оживлённым и наполненным магазинчиками и кафе, в Ørestad’е, по моим наблюдениям, есть только одно кафе и около 2-3 маленьких магазинов. Таким образом, вся концепция livable city, заложенная не только планировщиками, но и архитекторами в конкретных проектах (как 8-Huset, к примеру) трещит по швам.

Но власти Копенгагена, в попытках покрыть растущие убытки от чрезвычайно дорогого и не очень популярного метро, продолжают предпринимать шаги, которые не лучшим образом сказываются на набившей оскомину livability проекта. Как я упоминал, планы по строительству бизнес-комплексов и жилья пришлось корректировать, в связи с крайне низким спросом. Тогда взор эффективных менеджеров упал на земли, отведённые под будущее коммерческое использование. У тех дела тоже шли ни шатко, ни валко, но с их помощью было решено хоть немного обезопасить проект от банкротства достаточно варварским способом – строительством крупного торгового молла. Во-первых, крупные торговые центры в Копенгагене запрещены, так как они очень негативно влияют на работу малого розничного бизнеса в центре города. Во-вторых, крупный молл в середине жилых районов, в которых стараются добиться доминирующего положения человека над автотранспортом, кажется просто издёвкой. В-третьих, масштаб и облик подобного архитектурного объекта создаёт очень неприятный контраст со всем окружением, вытесняя людей с улиц. Тем не менее, было решено, что пришло время идти на крайние меры – правительство разрешило внести изменения в муниципальное законодательство и создало некрасивый прецедент, норвежские девелоперы выкупили огромный участок земли в центре Ørestad’а и возвели “самый крупный в Скандинавии торговый центр” Field’s общей площадью 178 000 кв.м. (немного меньше Метрополиса в Москве). Да, Field’s позволил залатать дыры в бюджете, но очень ощутимо нарушил облик и жизнь не только района, но и всего Копенгагена.

Диспропорциональная и угрюмая громада Fields'а

Диспропорциональная и угрюмая громада Fields’а

Единственным светлым пятном во всём проекте на данный момент является северная его часть, на территории которой доминируют университетские кампуса и комплекс Датской радиовещательной компании Danmarks Radio. В силу своей близости к более старой ткани города, насыщенности функциями и комплексному характеру застройки, Ørestad North уже вполне жив и бодр в дневное время (да, ночью тут почти никого нет). Но и тут не обошлось без сложностей, и централизованных решений. Даже несмотря на самое выгодное положение, девелоперы не вполне охотно раскупали площади и тут, тогда государство насильно переместило Danmarks Radio из их старой штаб-квартиры в центре города во вновь построенный комплекс зданий, на набережной искусственного канала. Составной частью новой штаб-квартиры стало здание концертного зала по проекту лауреата Притцкеровской премии Жана Нувеля. Как это часто бывает с проектами starchitects, заложенная в смету стоимость проекта оказалась сильно превышена. В данном случае – на выдающиеся 250% или в 3,5 раза, составив более 300 миллионов $, что сделало этот концертный зал самым дорогим в мире.

Концертный зал DR по проекту Жана Нувеля за 300mln $

Концертный зал DR по проекту Жана Нувеля за 300mln $

Так что же такое Ørestad в текущем его виде: провал или успех? По большому ряду параметров проект стал большим разочарованием для городских властей и местных жителей:

  1. В Ørestad’е не удалось реализовать первоначальные планы по созданию тут крупного делового центра. Тем не менее, ряд международных компаний осел именно там.
  2. Избранный механизм финансирования строительства метро оказался неоправданно спекулятивным.
  3. Переориентация Ørestad’а в преимущественно жилой район в условиях плохо контролируемой этапности застройки однозначно негативно сказалась на качестве жизни местных жителей.
  4. Дефицит средств вынудил девелоперов искать дополнительные источники финансирования, что привело к нарушению представления о livable space, направляющем всё строительство в Копенгагене, и постройке гигантского торгового центра Field’s, негативно сказавшемся на торговле в районе и в городе. С Field’s почти невозможно конкурировать.
  5. Район, в текущем своём виде, представляет из себя множество плохо связанных слабо застроенных территорий, открытых всем ветрам.
  6.  Темпы заселения района оказались ниже расчётных.

Но есть и позитивные аспекты:

  1. Была создана очень крупная транспортная система общегородского масштаба.
  2. Строительство новых качественных и авангардных жилых комплексов в городе, испытывающем дефицит жилья.
  3. Часть жилья обладает замечательным соотношением цена/качество.
  4. Нельзя недооценивать символическую значимость этого проекта для Копенгагена. Ørestad стал очень широко известен во всём мире, как икона современной архитектуры. Но не как икона современного градостроительства.

На этом противопоставлении я бы и хотел закончить краткий рассказ об одном из самых замечательных, противоречивых и амбициозных градостроительных проектов последних лет в Европе. В нём замечательно обнажилась возможная ущербность неолиберальной городской политики, а также неразумные действия городских властей по созданию внутригородской конкуренции, приведшие к очень неоднозначным результатам. Но мне ясно одно – даже в таких непростых условиях датчанам удалось выдать на гора плеяду шикарных архитектурных объектов, завоевавших признание во всём мире. К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы создать new livability.

Вид на равнины Амагера с 8 House

Advertisements

One thought on “Ørestad – успехи и проблемы самого амбициозного урбанистического проекта Копенгагена

  1. Да хрень строят датчане, какая там “икона современной архитектуры”… НИ ОДНО здание не понравилось и не захотелось стать владельцем апатмента там, ни одно! Ну кроме может быть “Дома-горы”. Ну общага еще удачная (насколько может быть удачной общага).
    Имхо, не только Филдс угрюмый, а и все остальные не лучше. А что будут делать люди, если здание не красиво и в нем не хочется жить? Естественно, жить там, где красиво и где хочется. Итого – все перебираются в малоэтажную застройку, в милые сердцу домики с оранжевыми крышами.
    Мне современная архитектура вообще напоминает современную моду. Это такой креатив “от модельера – модельеру”, “от архитектора – архитектору”. Вот недавно были мегапопулярны штаны, которые выглядят как будто человек насрал пару килограмм в них. Красиво? Нет. Удобно? Нууу… сомневаюсь. Вот и с архитектурой так же. Нет там души, в этих черных коробках, и не так уж далеко они ушли от советских 9-эт. панелек.
    Мне эта “гениальная” датская “архитектура” напомнила новопостроенный жилой квартал в р-не бухты Патрокл у нас во Владивостоке. Тоже “современная”, но покупателей что-то не видать (еще и цены дикие на эти таунхаусы, к-рые я также считаю далеко не айсом)
    Что же делать? Двигаться назад, к истокам. Классика, малые архитектурные формы, национальные принципы в архитектуре…

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s